Что нужно знать о типографии перед тем как сделать заказ

Статья основана на нашем видео
Сегодня мы затронем, пожалуй, самую сложную тему в сувенирном мире типографии. Расскажем о проблемах, с которыми чаще всего приходится сталкиваться заказчику, объясним, кто такая «синяя зебра» и как избежать с ней встречи, поговорим об оттенках серого, а также ответим на вопрос: «Почему не так ярко?»
Для начала кратко расскажем, что такое понятие CMYK и Pantone
CMYK — это аббревиатура, название цветов на иностранном: CYAN, MAGENTA, YELLOW, KEY COLOR.
К примеру, чтобы получить синий, нужно смешать вот эти два цвета.
CMYK предполагает смешивание цветов в реальном времени путем послойного их нанесения, а Pantone — это когда смешали цвета заранее и дали вам готовую банку с краской.
Продукция
Чаще всего выбор сувенирной полиграфической продукции сводится к заказу одного из представленных тут предметов, таких как:
- блокноты на пружине;
- настенные или настольный календари;
- визитки;
- открытки;
- папка для документов;
- варианты упаковочной продукции;
- сама сборная коробка (правда, приходится тратить время на ее сборку);
- и, если бюджет ограничен, лучшим решением будет шубер
- пакет;
Чего здесь сложного?
Делаем макет самостоятельно или с помощью дизайнера. Выбираем бумагу нужной плотности и фактуры и выбираем метод печати.
Если тираж большой и нужно очень много, то это офсетный метод. Если мало — цифровой.
Так почему на практике не все так легко и просто и почему именно на типографию приходится больше всего ситуаций, когда ожидания заказчика немного расходится с итоговым изделием?
Давайте попробуем разобраться, как всегда, простыми словами.
Действительно, чтобы получить тот или иной продукт в типографии, нужно:
- выбрать бумагу;
- предоставить макет;
- выбрать метод печати.
Макет
При всей простоте выбора каждый из этих пунктов содержит ряд проблем. Первое — макет: тут целая плеяда трудностей. Сначала о легком.
Орфография
Проверяйте наличие орфографических или иных ошибок в макете тщательно. Большинством агентств ошибки трактуются как художественная составляющая вашего макета, и если вы согласовали пакет, значит, вам нужно именно это. Переделка произведенного тиража финансово ляжет на плечи заказчика.
Вылеты
О чем еще часто забывают заказчики, это вылеты и отступы: они нужны для погрешности вырубки или вырезки, обычно закладывают по 2 мм.
Как видно, вот здесь произошло смещение ножа, но благодаря вылетам фона полученное изделие не пострадало — учитывайте это. Теперь о сложном — цвет.
Цвет
Мало того что все мониторы неодинаково его воспроизводят, также все люди его неодинаково воспринимают.
Здесь, кстати, представлен барвинковый цвет.
Но это еще не все: макет на мониторе образован светящимися пикселями RGB-системы, поэтому макет яркий и насыщенный. В то же время макет на бумаге образован CMYK-системой, и бумага не светится. За яркость отвечает отраженный свет, поэтому важно понимать, что некоторые оттенки попросту недоступны на бумаге и невозможно добиться 100% сходства макета на мониторе с макетом на бумаге.
Так как в таком случае понять, какой цвет имеет в виду заказчик и каким будет итоговый образец на бумаге?
Сигнальный образец
Конечно, можно решить вопрос с сигнальным образцом. Но это требует финансовых и временных затрат.
Пантон
Для приблизительного понимания того, какой цвет имеет в виду заказчик, можно воспользоваться системой Пантон.
Здесь цвета пронумерованы: сообщаете номер — и система вас понимает.
Но помните, цвета по Пантону немного отличаются от цветов CMYK.
Чтобы понять, как будет выглядеть макет с монитора на бумаге, можно сделать следующее:
1. Открываем Photoshop
2. Для темных изделий уменьшаем яркость на 90 (бумага не светится)
3. Снижаем насыщенность на -30 (краски высыхают);
Для белых изделий снижаем только насыщенность на -30, это гораздо нагляднее, чем просто кнопка перевода режима в CMYK.
В итоге вот настолько будет отличаться макет на мониторе от макета вживую.
Выбор плотности бумаги
Для каждой цели своя плотность. Сколько не рассказывай, пока сам не потрогаешь, не поймешь.
- Для приблизительного понимания возьмем обычную бумагу из принтера СВЕТОКОПИ. Здесь плотность 80, такая бумага обычно используется в листах календарей, ежедневниках и блокнотах;
- Плотность 170 — подходит для раздачи флаеров у метро;
- Плотность 250 — ее уже используют для шуберов и бумажных пакетов;
- Плотность 300. Такая бумага годится на визитки и открытки;
- и, наконец, дизайнерская бумага на этапе производства полностью пропитана в определенный цвет.
Если бумага окрашена поверхностно, то, чтобы предотвратить растрескивание и осыпание краски в местах сгиба, применяют ламинацию матовую или глянцевую.
Помните, что у матовой ламинации есть нюансы: при сборке изделия происходит трение ламинированных поверхностей, что выражается в своего рода глянцевых полосках, полностью избежать которых невозможно. Наиболее заметно это на темных деталях.
Чтобы согнуть и не сломать, прибегают к биговке. Важно учитывать в ваших макетах отступы.
Окружающая среда
Также важно помнить, что бумага восприимчива к использованию в чрезвычайно сухих или влажных помещениях. Не стоит вешать календари над батареями или над аквариумами — произойдет деформация.
Выбор метода печати
Рассмотрим два основных метода, которые чаще всего используются в сувенирном мире.
Офсетная печать
Используется большая машина с четырьмя (как правило) емкостями с красками по CMYK. Она требует длительной настройки, также изготовления трафаретов на каждую емкость плюс притирки, наладки. Но когда все настроено, объемы и скорость производства впечатляют. Также такой метод позволяет печатать по Пантону.
Цифровая печать
Второй распространенный метод — цифровая печать. По сути это большой принтер: все те же краски под CMYK, трафареты не нужны, настройка, можно сказать, с ноутбука. Идеально на малых тиражах, но нельзя печатать по Пантону.
Какой бы метод печати ни был выбран на больших тиражах, или, как называют их печатники, на длинных, одинакового оттиска по оттенку не добиться. Гуляния цвета невозможно избежать: влияют на это как сами краски, так и внешний факторы — температура, влажность, истирание офсетного полотна и так далее. Поэтому важно покупать обои из одинаковых партий: из разных партий оттенки будут значительно отличаться.
Отклонение серого в системе Брюнера
где нормой считаются отклонения оттенков до второго круга включительно, третий круг уже можно трактовать как брак.
Оттеночный перепад
На сером цвете виден сильнее всего
Помимо серого цвета, есть еще и проблемы с синим.
Если вы задумали подобный пакет, где больше площадь, в синем цвете и выбрали печать под CMYK, знайте: к вам придет она — «синяя зебра» в виде светлых и темных полосок синего, просто заполосит.
Избежать с ней встречи можно следующим образом:
- печать по Пантону;
- выбор дизайнерской бумаги;
- уменьшение площади синего цвета.
На этом все. Это был краткий обзор про типографию. Если что-то вам показалось сложным, не волнуйтесь: при размещении заказа у нас мы обязательно вас еще раз проконсультируем.